Технология визуального расписания для детей с РАС
Визуальное расписание — наиболее эффективный способ упорядочить учебную и бытовую деятельность детей с РАС. Оно позволяет наглядно выстроить распорядок дня или последовательность заданий, которые необходимо выполнить ребенку.
Для ребёнка с РАС визуальное расписание не только полезно, но и крайне необходимо. Визуальное расписание в первую очередь подскажет вашему ребенку порядок событий, научит переходить от одного задания к другому, поможет самостоятельно структурировать свою деятельность
Визуальное расписание — это своеобразный детский ежедневник. Это наглядная помощь для ребенка, которая структурирует его жизнь. Как правило, визуальное расписание применяется для детей с аутизмом, но стоит заметить, что оно пойдет и для детей с ЗПР, и для нормотипичных детей.
Как выглядит визуальное расписание.
Это могут быть магнитики с фотографиями или распечатанные карточки, где изображены, в зависимости от того, как применяют данное расписание, или режимные моменты, если это расписание целого дня, или же определенные этапы деятельности, которые выполняет ребенок — его игрушки, столик где он кушает, раковина, где он умывается и чистит зубки, кровать, детская площадка, чтобы ребенок понимал, что он идет гулять и т.д. Карточки для визуального расписания не обязательно должны быть выполнены «профессиональными» художниками. Для расписания можно использовать как картинки так и фотографии, главное чтобы они были понятны ребенку и отображали действия, которые необходимо выполнить. На карточке должно быть изображение и подпись. Изображение обозначает то задание, которое будет выполнять ребенок. Оно может быть символическим, в виде фото предмета или действия. Стоит отметить, что визуальное расписание не работает “само собой”. Не получится просто показать ребенку картинку “сейчас выполняем задание” и ждать, что он послушно сядет за стол. Ребенка нужно обучать пользоваться визуальным расписанием, и для этого существуют специально составленные протоколы.
Обучение детей пользоваться визуальным расписанием .
Начать обучать ребенка использовать визуальное расписание стоит с планшета “сейчас-потом”. Планшет поможет научиться следовать инструкциям, ребенок будет видеть, что сразу за выполнением инструкции следует поощрение. Такой подход позволяет развить у ребенка оперантное поведение и сотрудничество. Освоив «сначала — потом» и постепенно вводя в качестве поощрения социальную похвалу, можно переходить к более сложным визуальным конструкциям, например, осваивать и осуществлять сложные комплексные навыки, среди которых может быть всё, что угодно: прием пищи, самостоятельное одевание — раздевание, поход на прогулку, навык самостоятельной игры и др.
Для данных навыков выстраивается цепочка поведения, которой следует ребенок при выполнении определённого действия.
Визуальное расписание можно так же использовать, выстраивая последовательность выполнения определённых заданий на занятиях- сейчас мы порисуем, затем разложим карточки по цветам, потом соберем матрёшку и т.д..
Более сложной визуальной конструкцией будет является отражение режимных моментов в течение дня — зарядка, завтрак, занятия, прогулка, обед, сон и др.
Материал подготовила: Тазова О.А.