Похожие статьи Смотреть все

Карточки PECS - система альтернативной коммуникации

       PECS – система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточек, которая изначально была создана для детей с РАС. Но как оказалось, эта система подходит абсолютно всем детям, у которых трудности с речью и общением.

      Эти материалы помогут достичь успеха в развитии невербальных детей (аутизм, тугоухость, ЗПР, ДЦП и т.д.), а зачастую, становятся необходимым средством общения в их взрослой жизни.

Изображение

      Целью PECS является спонтанная (ребенок самостоятельно инициирует общение) и функциональная коммуникация (сообщение преследует конкретную цель и понятно партнеру по общению).

      Для начала обучения PECS необходимо следующее:

оценить навыки общения ученика,
определить, какие предметы или действия являются наиболее привлекательными для ученика,
организовать учебную среду (сделать желаемые предметы недоступными для ученика),
подготовить материал (карточки, альбомы).
      Обучение PECS состоит из 6 этапов.

Изображение

     Время прохождения каждого из этапов зависит от конкретного ученика и может занимать от одного ознакомительного занятия до нескольких тренировочных занятий.

     Этап 1: «Как» вступать в коммуникацию»

     Последовательность требуемых действий:

Взять изображение;
Дотянуться до собеседника;
Положить карточку ему в руку.
      На первом этапе обучающийся должен понять «сущность» общения: он научится обращаться к другому человеку (потянувшись к нему), осуществлять направленное действие (отдавая ему карточку) и получать желаемый результат, то есть требуемый предмет.

     Этап 2: Расстояние и настойчивость

      Ученик подходит к своему индивидуальному альбому для занятий, берет из него карточку, подходит к педагогу, привлекает его внимание и кладет карточку в руку педагога.

Изображение

      Этап 3. Различение карточек

      Чтобы попросить желаемый предмет, ученик подходит к альбому для занятий, выбирает нужную карточку из нескольких имеющихся, приближается к собеседнику и дает ему карточку.

      Этап 4. Структура предложения

      -Ученик просит предметы, используя фразы из нескольких слов, выполняя следующую последовательность действий: подходит к индивидуальному альбому для занятий, достает карточку «Я хочу», помещает ее на шаблон для предложений, достает карточку с изображением желаемого предмета, помещает ее на шаблон для предложений, снимает шаблон, подходит к собеседнику и передает ему шаблон.

      — Ребенок использует разнообразные карточки, обозначающие свойства предметов, и комбинирует их в предложениях, состоящих из 4 и более карточек. Например, «Я хочу большой синий мяч»

     Этап 5. Ответ на вопрос «Что ты хочешь?» (просьба как ответ на вопрос)

      Ребенок спонтанно просит разнообразные предметы и отвечает на вопрос «Что ты хочешь?».

      Этап 6. Комментирование «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?», «Что у тебя есть?», «Что ты слышишь?» и «Что это?»

      Ребенок спонтанно просит и комментирует.

Изображение

     Кроме этого, никто не запрещает совмещать и комбинировать системы коммуникации. Всегда можно начать с одного типа коммуникативной системы (например, с селективного), и в дальнейшем, по мере того, как ребенок приобретает дополнительные навыки,  ввести другой тип (например, топографический).

Самое главное — это не лишать ребенка возможности общаться! В любой программе обучения должны присутствовать задания, которые помогают ребенку научиться общаться более эффективно. А способ общения — это уже по возможностям и способностям...

Материал подготовила Клюева Е.Н.

Распечатать